Формы гончарных изделий

Формы гончарных изделий

Если вы решились на общение с глиняной массой, попробуйте сваять что-либо из кусочка глины. Вы думаете что начинаете с практики? Немного ошибаетесь – ведь прежде вы решите, что именно желаете создать, предствите себе форму будущего гончарного изделия. Если вы читаете эту статью, это может обозначать только одно-что вы уже готовы начать обучение мастерству гончарного дела и можете воспользоваться нашими идеями и советами.

Возможно, что вы уже смогли слепить глиняное изделие. И как вам – понравилось? На первый взгляд, не очень хорошо получилось. Это творение далеко от шедевров гончарного искусства, которые вы могли созерцать в магазинах керамики и витринах музеев – совершенные формы и уникальные образы заставляют задуматься об алгоритме их создания. Конечно, для того чтобы у вас получилось хоть что-нибудь красивое, необходимо иметь определенные навыки и знания.

Начнем с того, что вы прибегнете к помощи листка чистой бумаги и обычного простого карандаша – изобразите на листе образ идеального, на ваш взгляд, изделия. Не спешите расстраиваться - наверное, и это задание далеко не всем по зубам. Но примите к сведению, что даже начинающие мастера-гончары, которые учились в специализированных ВУЗах и имеющие опыт рисования, не всегда могли изобразить поистине красивый рисунок. На вопрос «почему так происходит?» я могу ответить следующее – на самом деле, теория очень далека от практики. В своих мыслях все могут представить совершенные идеальные формы гончарных изделий, нарисовать их, а вот на деле все выходит не так гладко, как хотелось бы. Следует заметить, что вы, скорее всего, и сами тихонько посмеиваетесь над своим рисунком. Негативный опыт это тоже результат – теперь вы выяснили, что хорошо нарисовать свой образ изделия вы не можете.

Следует четко уяснить одну простую истину – до тех пор, пока вы не начнете изображать идеальные формы на листке бумаги, ваши творения из глины так и останутся на уровне горшочков Вини Пуха из знакомого нам мультипликационного фильма. Но отчаиваться еще рано. В каждом из нас чувство гармонии заложено природой, его следует немного взбудоражить, обратиться к тайным уголкам своего сознания. Чтобы ощутить в себе гармонию нужно будет немало постараться, прежде всего, должно возникнуть жгучее желание чего-то достичь, сотворить. Зачастую необходимо использовать специальные рычаги и инструменты – если не использовать рояль, вы не услышите дивные звуки музыки. В данном случае инструментом выступает сам гончарный круг, и, конечно же, теоретические знания создания определенных типов форм.

Казалось бы, совершенно два не схожих между собой слова – «гармония» и «алгебра» - выступили впервые в тандеме в творениях Александра Сергеевича Пушкина, который смог проследить их тонкую взаимосвязь, их неразрывность. Алгебре присущи некоторые моменты гармонии, а гармония включает в себя алгебраические выражения. Прослеживается наличие алгебры и в гармоничных образах гончарных изделий. Если более тщательно рассмотреть найденные во время проведения раскопок древнегреческие амфоры или прабабушкины крынки, можно увидеть, что некоторая гармония присутствует – она обусловлена, прежде всего, соответствием алгебраическому закону.

Художники могут распоряжаться такими средствами, как цвета и линии, объем и слово, а также звуки, ритм и время. К этому списку не нужно ничего добавлять. Именно при помощи таких инструментов создавались настоящие шедевры мирового искусства – египетские пирамиды, пещерные рисунки и полотна известных художников.

В каждом виде искусства имеется определенный набор средств выразительности. В живописи присутствуют линии, ритм и цвет, в скульптуре – временные рамки, ритм и объем, в литературе – время, ритм и слово. Но наш интерес сейчас прикован именно к гончарному искусству, основы которого можно сравнить, скорее, со скульптурными образами. Соответственно, гончару необходимо будет учитывать при создании своих изделий линии, объем и ритмику. Сюда можно еще добавить цветовую составляющую.

Наверное, стоит немного детальнее рассмотреть данные средства выразительности, используемые в гончарных мастерских.

Линии

Если вам удастся овладеть мастерством рисования линий, у вас появится возможность нарисовать даже саму Венеру Милосскую. С помощью некоторой суммы линий, которая будет иметь математическое выражение, возможно создать рисунок любого типа. На сегодняшний день, этот алгоритм используют программисты при составлении программного обеспечения (рисование) для компьютеров.

Художник это настоящий мастер своего дела, который может укладывать все типы линий и создавать необыкновенные образы. Гончары, в отличие от художников, в своем процессе создания изделия из глины предпочитают воспользоваться только тремя типами линий – прямая, парабола, окружность. Следует также отметить, что когда мастер создает свое творение, он использует две основные линии и одну вспомогательную, которая отвечает за поддержку формы сосуда из глины. Если вы при создании глиняного кувшина используете не три, а более линий, это уже получится не сосуд, а скульптура.

Когда гончар начинает работать над конструированием формы кувшина, он использует плавные линии, которые обладают энергетикой роста. То есть, в понимании гончара, это обозначает одно – указанные типы линий имеют математическое происхождение и вкладываются в определенные рамки математических функций. Существует четкое правило – каждому увеличению значения по оси Х соответствует постоянное увеличение по оси У.

Динамический рост линий

Когда вы приступаете к конструированию гончарного сосуда, необходимо четко помнить о том, что каждая из линий, которую вы будете использовать, хотя и имеет свои определенные ограничения, связанные с математическими функциями, но, все же, обладает своей динамикой роста, а в некоторых случаях проявляется даже ее характер. К примеру, прямая линия (у = х) соотносится с некоторым успокоением и уравновешенностью, даже где-то со строгостью, но по итогу она получается, как сказал Лосев – из окружности с бесконечным диаметром.

Если рассматривать линию относительно наклона, она может обозначать падение или же подъем. Соответственно, уже от уровня наклона лини, которая отвечает за формирование венчика изделия, получится замкнутая или открытая форма кувшина.

Окружность, зависимая от диаметрального показателя, также имеете свойство изменять свои характерные черты – вспыльчивый или игривый, как у кружечки, и, напротив, солидный или уравновешенный, как у елейника или кувшина для воды.

Ритмичность линий

Как известно, линии живут не только в плоскостях, а и в пространстве. Рассмотрим силуэт любого из предметов-из замкнутой линии рождается плоскость, а из окружности появляется круг. Силуэты любого из кувшинов или сосудов это плоскости, которые имеют ограничения определенными линиями. Гармония сосуда полностью зависима от линий профиля кувшина, от показателей соотношения ширины и высоты разных его частиц – тулова и венчика, к примеру.

Способов деления целого на части существует всего лишь два.

Первый из них включает в себя разделение целого на части последовательно, после этого нужно обе части еще разделить на две и т.д. Это похоже на структуру фундаментального закона строительства всех живых существ и организмов – каждый из живых организмов рождается из оплодотворенной клетки матери, последовательным способом деления ее на две равные части. С помощью этого способа можно определять относительное соотношение частей кувшина или сосуда.

Второй способ это разделение целого на две части, но уже неравных. Этот способ подходит для определения гармонии частей сосуда по отношению друг к другу, и в частности ко всему кувшину.

Вспомним эксперимент, проведенный еще в 1958, одним из психологов Англии. Испытуемые получили задание – необходимо из предложенного набора фигур (прямоугольники) выбрать только те, которые понравятся участникам своей формой.

Для эксперимента слева приведены несколько типов прямоугольников. Задание для Вас – выберите те фигуры, которые вам наиболее симпатичны по своей форме, какие, так сказать, самые красивые. По результатам проведенного анализа стало видно, что около 35 % опрошенных после некоторого размышления, остановили свой выбор на той фигуре, которая имеет соотношение сторон в определенной пропорции – 21 к 34. Фигурки, находящиеся по соседству также получили высокие оценки – около 20 % выбрали фигуру, находящуюся вверху и 19 % оценили самую нижнюю фигуру. Оставшиеся фигурки смогли рассчитывать только на показатель в 10 %. Данное тестирование является не только статистическим экспериментом, это и отражение реально существующей в природе закономерности. Мир растений также подчиняется тем же пропорциональным данным, с тем только отличием, что доля выбора растением пропорциональных мерок 21 на 34 значительно выше, нежели у испытуемых людей. Если возьмем для примера корзинку подсолнечника, то уровень отклонения от этих показателей пропорциональности составляет около 0,004 %.

Биологи давно отмечают тот факт, что каждый новый листик, вырастающий на стебле растения, возвышаясь над своим предшественником, является по счету третьим или пятым, и так далее. По математическим критериям это можно назвать «ряд Фибоначчи», это итальянский математик, служивший при дворе Леонардо Пизанского.

Секрет «Золотого сечения»

Если мы более детально рассмотрим значение ряда Фибоначчи, то сделаем вывод о том, что этот ряд может пролить свет на многие типы закономерностей в природе. В чем заключается суть этого дивного ряда? Он состоит из соответствующей последовательности - 3 затем 5, затем 8, 13, 21, 32, 55 и так далее. То есть, каждое последующее число равняется сумме предыдущих чисел. Данный числовой ряд обладает одним удивительным свойством – соотношение обоих соседних чисел, начиная с пятого числа, находятся в абсолютном равенстве между собой – 21:34 = 34:55 = 55:89 = и так далее. А теперь присмотритесь повнимательнее – узнаете до боли знакомый эксперимент с 21: 34, который проводился еще в 1958 году? Математики и люди искусства очень хорошо знают этот числовой ряд и называют его «золотым сечением». Это имя ряд получил от феноменального художника Леонардо да Винчи.

Этот принцип «золотое сечение» использовался художниками еще со времен древнего Египта. Его применяли при создании скульптур и живописных рисунков. Для мастеров того времени сочетание двух чисел 21 и 34 это идеальное выражение пропорциональности, которая существует в природе. Не редкостью было применение также и наиболее близкого значения, к примеру, 3: 5 = 0,6; 5:8 =0,625.

Криночная форма

Криночная формаПроведя анализ существующих криночных форм  можно сделать вывод, что все виды форм подразделяются на пять основных групп, которые характеризуются наличием двух видов линий.

  • окружность + прямая
  • парабола + прямая
  • окружность + окружность
  • парабола + окружность
  • парабола + парабола

Третью линию можно ввести, если вам необходимо создать ножку для изделия или более сложной шейки, к примеру, квасник или кумган.

Горшковая форма

Горшковая формаВ принципе, те же характеристики можно отнести и к горшковым формам. Отличительной особенностью является лишь соотношение ширины и высоты изделия, а также соотношение тулова и высоты венчика.

  • окружность + прямая
  • парабола + прямая
  • окружность + окружность
  • парабола + окружность
  • парабола + парабола

Другие формы гончарных изделий

Для создания остальных гончарных сосудов используют, как основу, криночную или горшковую форму.

  • кувшин
  • рукомой
  • щанка
  • корчага

Зачастую, большая часть кухонной посуды имеет бочкообразную форму, при создании которых не нужно обладать отличными навыками конструирования. Также существуют образцы кухонной посуды, которые имеют более сложную изящную фигуру тулова, ручек и носика. Особенным видом посуды являются кувшины с туловом, имеющим дисковидную форму.

Но существует еще и исключение из правил – образец подмосковного кувшина, который относится к концу XIX века. Это изделие конструируется из четырех основных линий – парабола и три окружности на венчике. Тем не менее, это изделие всем своим видом подражает человеческой фигуре, что дает ему право претендовать на звание гораздо выше, чем просто кувшин. Это яркий пример сознательной потери автором гармонии гончарного мастерства. В то же время, была приобретена совершенно новая гармония, относящаяся больше к скульптуре. Если бы при построении венчика изделия была использована еще и четвертая линия, в таком случае кувшин будет больше похож на скульптурное произведение, чем на обычный кухонный предмет.

Мастерская на Университете

Гончарная мастерская на Университете

Мастерская на Таганке

Гончарная мастерская на Таганке

Мастерская на Курской

Гончарная мастерская на Курской

Мастерская в Подольске

Гончарная мастерская в Подольске
© 2011 ООО "Гончарная мастерская "ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО". All Rights Reserved